Цель программы - формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для осуществления нового вида профессиональной деятельности: педагогическая деятельность по обучению и воспитанию на основе адаптированных образовательных программ, индивидуальных учебных планов; психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушениями речи.
Выпускник может разбираться в следующих аспектах:
- разработка, корректировка, реализация содержания адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи на разных уровнях образования для обучающихся с нарушениями речи
- организация специальной образовательной среды для обучающихся с нарушениями речи с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся, формы реализации адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
- организация деятельности обучающихся с нарушениями речи по освоению содержания адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи в формах и условиях, отвечающих их особым образовательным потребностям, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
- создание специальных, в том числе психолого-педагогических, условий включения обучающихся с нарушениями речи в образовательный процесс с учетом их особых образовательных потребностей, особенностей здоровья
- проведение логопедических занятий, уроков с обучающимися с нарушениями речи, предусмотренных адаптированной образовательной программой, программой логопедической помощи
- отбор и использование в организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями речи программно-методических и учебно-дидактических материалов
- контроль и оценка достижений обучающихся с нарушениями речи с оформлением педагогической документации, отражающей результаты освоения адаптированной образовательной программы, программы логопедической помощи
- сопровождение в образовательном процессе обучающихся с нарушениями речи, проявивших выдающиеся способности в спорте, художественном творчестве
- реализация воспитательной деятельности, направленной на формирование социально значимых личностных качеств и приобщение обучающихся с нарушениями речи к ценностям, правилам и нормам поведения в обществе
- выявление обучающихся с нарушениями речи, обучающихся, имеющих риск их возникновения, для определения путей компенсации и профилактики нарушений речи
- планирование и проведение логопедического обследования обучающихся с нарушениями речи с учетом возраста, уровня речевого развития, индивидуальных психофизических особенностей
- составление заключения по результатам логопедического обследования лиц с нарушениями речи и его обсуждение с участниками образовательного процесса
- консультирование всех участников образовательных отношений по вопросам образования, воспитания, развития, социальной адаптации, выбора образовательного маршрута, овладения средствами коммуникации, метода альтернативной и дополнительной коммуникации, профессиональной ориентации обучающихся с нарушениями речи, в том числе консультирование родителей (законных представителей) в форме обучающих занятий
- проведение коррекционно-развивающих, психопрофилактических и психогигиенических мероприятий по снижению риска прогрессирования нарушений речи совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса
- планирование и реализация деятельности по прекращению (минимизации) нежелательного, социально недопустимого поведения обучающихся с нарушениями речи
- ведение профессиональной документации совместно со специалистами, вовлеченными в процесс образования обучающихся с нарушениями речи
- определение направлений и содержания, методов и средств реализации мероприятий психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей и взрослых с нарушениями речи с целью оптимизации речевого развития и коррекции нарушений, повышения качества жизни и социальной адаптации
- содействие активному включению в реабилитационный (абилитационный) процесс родителей (законных представителей) обучающихся с нарушениями речи
- развитие у детей и взрослых с нарушениями речи компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширения повседневного жизненного опыта, социальных контактов с окружающими людьми
- организация активного сотрудничества детей с нарушениями речи в разных видах деятельности с окружающими, формирование детского коллектива, в том числе в условиях инклюзивного обучения
- проведение мероприятий по развитию коммуникативных компетенций детей и взрослых с нарушениями речи (речевой, альтернативной, дополнительной), в том числе с использованием вспомогательных средств и ассистивных технологий
- проведение мероприятий по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению детей и взрослых с нарушениями речи
В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы и трудности в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.
Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи, характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. На основании вышесказанного, была разработана Программа коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в условиях образовательной организации.
Программа составлена в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 марта 2023 года N 136н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог»
Форма обучения | Заочная (с применением дистанционных образовательных технологий) |
Стоимость обучения | 38 000 рублей |
Продолжительность обучения | 5 месяцев |
Количество часов | 540 |
Дата начала обучения | 22 июля 2024 года, 05 сентября 2024 года, 21 октября 2024 года, 21 ноября 2024 года, 16 декабря 2024 года, 15 января 2025 года, 17 февраля 2025 года, 03 февраля 2025 года, 11 марта 2025 года, 21 апреля 2025 года, 23 июня 2025 года,, 25 августа 2025 года, 06 октября 2025 года, 21 ноября 2025 года |
Период обучения | 22.07.2024г. - 23.12.2024г., 05.09.2024г. - 05.02.2025г., 21.10.2024г. - 21.03.2025г., 21.11.2024г. - 21.04.2025г., 16.12.2024 - 16.05.2025, 15.01.2025–18.06.2025, 17.02.2025 - 21.07.2025, 03.02.2025 - 30.06.2025, 11.03.2025 - 11.08.2025, 21.04.2025 - 22.09.2025, 23.06.2025 - 24.11.2025, 25.08.2025 - 30.01.2026, 06.10.2025 - 06.03.2026, 21.11.2025 - 21.04.2026 |
Контактные лица | Насонова Елена Николаевна |
Контактный телефон | 8 (861) 201-10-80, 8 (861) 201-10-69; 8 (861) 201-10-68; 8-900-291-74-47; 8-918-317-78-05 |
dpo@email.reakf.ru |
Учебный план
Документ, выдаваемый по окончании обучения
Преобладающими видами профессиональной деятельности являются:
- педагогическая деятельность по обучению и воспитанию на основе адаптированных образовательных программ, индивидуальных учебных планов
- психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушениями речи.
Категория слушателей. К освоению дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с нарушениями речи (Логопед)» допускаются лица, имеющие (получающие) среднее профессиональное или высшее образование.
По результатам прохождения профессиональной переподготовки выпускники получают диплом с присвоением квалификации учитель-логопед, дающий право осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с полученной квалификацией (педагогическая деятельность по обучению и воспитанию на основе адаптированных образовательных программ, индивидуальных учебных планов; психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушениями речи).
Результаты обучения. В ходе прохождения обучения по программе профессиональной переподготовки «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с нарушениями речи (Логопед)» выпускник будет уметь решать следующие задачи:
- учитывать возрастные, психофизические и индивидуальные особенности обучающихся с нарушениями речи в организации образовательного процесса
- планировать, определять направления и отбирать содержание коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями речи в соответствии с их особыми образовательными потребностями, с учетом типологии нарушений речи
- применять психолого-педагогические технологии, методы и приемы, основанные на научных принципах и подходах к организации образования, воспитания и сопровождения обучающихся с нарушениями речи
- организовывать при реализации образовательного процесса взаимодействие и общение обучающихся с нарушениями речи с окружающими людьми
- применять в образовательном процессе специальные образовательные средства и ресурсы с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей, особенностей здоровья обучающихся с нарушениями речи, в том числе вспомогательные средства и ассистивные технологии для формирования альтернативной и дополнительной коммуникации
- адаптировать образовательные средства и технологии, в том числе контрольно-оценочные материалы и процедуры к возможностям и потребностям обучающихся с нарушениями речи
- применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение при реализации адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы для обучающихся с нарушениями речи
- обеспечивать практическую направленность коррекционно-развивающего обучения, развитие у обучающихся с нарушениями речи самостоятельности и активности в решении образовательных задач
- демонстрировать образцы речи, соответствующие нормам русского языка
- стремиться к профессиональному саморазвитию, повышению квалификации в вопросах организации специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями речи
- вести профессиональную документацию по вопросам образования обучающихся с нарушениями речи, включая электронный документооборот
- отбирать содержание, формы, методы, приемы и средства логопедического обследования обучающихся с нарушениями речи или риском их возникновения
- подбирать и применять методики выявления факторов риска возникновения нарушений речи
- адаптировать стимульный материал к возможностям обучающихся с нарушениями речи
- проводить логопедическое обследование обучающихся с нарушениями речи или риском их возникновения
- анализировать документацию обучающихся с нарушениями речи, подготовленную организациями здравоохранения, социальной защиты, образования, правоохранительными органами
- нализировать и оценивать результаты логопедического обследования обучающихся с нарушениями речи с учетом данных комплексного обследования
- разрабатывать на основе результатов проведенной диагностики рекомендации по образованию и сопровождению обучающихся с нарушениями речи или риском их возникновения
- применять технологии общения и взаимодействия с участниками образовательных отношений, направленные на построение продуктивной коммуникации и взаимопонимания по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи
- разрабатывать программу коррекционной работы и определять условия ее реализации для обучающихся с нарушениями речи с привлечением участников образовательных отношений
- применять технологии профилактики возникновения и прогрессирования нарушений речи, пропедевтики поведенческих нарушений
- подбирать и применять технологии консультирования участников образовательных отношений по вопросам профилактики нарушений речи, проблемам образования и социальной адаптации обучающихся с нарушениями речи
- применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение в консультировании родителей (законных представителей) обучающихся с нарушениями речи и специалистов
- сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения обучающихся с нарушениями речи и членов их семей
- осуществлять информирование участников образовательных отношений о мерах психопрофилактики и психогигиены в обучении и воспитании обучающихся с нарушениями речи или риском их возникновения
- осуществлять ведение профессиональной документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи, включая электронный документооборот
- соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики учителя-логопеда (логопеда)
- находить и использовать источники профессионально значимой информации, специальных научных знаний о нарушениях речи
- сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения процесса социальной адаптации детей и взрослых с нарушениями речи
- использовать методы и приемы вовлечения родителей (законных представителей), членов семей детей с нарушениями речи в мероприятия по психолого-педагогической реабилитации (абилитации), социализации, профессиональной ориентации
- планировать и реализовывать содержание, формы, методы и средства текущего контроля и мониторинга, позволяющие оценить достижение планируемых результатов социальной адаптации детей и взрослых с нарушениями речи
Выпускник должен знать:
- законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями речи
- законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность
- законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-логопеда (логопеда)
- федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные
- теории, закономерности, принципы построения и тенденции развития системы образования обучающихся с нарушениями речи
- основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных, языковых условий реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с нарушениями речи
- закономерности и этапы речевого онтогенеза, языковые нормы и варианты их нарушения
- клинико-психолого-педагогические особенности обучающихся с нарушениями речи разного возраста, в том числе в структуре нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития
- структура речевых нарушений, в том числе специфика нарушений речи у разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- классификации нарушений речи
- общие, специфические и индивидуальные особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями речи разных возрастных групп и способы их реализации
- направления и содержание логопедических занятий, уроков по адаптированным образовательным программам, программам логопедической помощи
- принципы и подходы к реализации логопедических технологий в образовании обучающихся с нарушениями речи
- пути достижения и способы оценки результатов освоения адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи обучающимися с нарушениями речи
- методические и теоретические основы, принципы и требования к организации инклюзивного обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями речи
- методы и правила включения в образовательный процесс обучающихся с нарушениями речи альтернативной и дополнительной коммуникации
- требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с нарушениями речи
- нормы русского языка
- основы проектной и исследовательской деятельности учителя-логопеда (логопеда)
- основы самоорганизации и саморазвития учителя-логопеда (логопеда)
- основы семейного воспитания и психологии внутрисемейных отношений
- основы общей и профессиональной этики учителя-логопеда (логопеда), конфликтологии
- требования к оформлению психолого-педагогической документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи
- специальные условия психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей и взрослых с нарушениями речи с учетом типа нарушения речи и индивидуальных особенностей
- способы предупреждения и коррекции (минимизации) нежелательных, недопустимых форм поведения детей с нарушениями речи
- общие вопросы организации логопедической помощи в разных институциональных условиях
- ассистивные технологии альтернативной и дополнительной коммуникации детей и взрослых с нарушениями речи
- логопедические технологии и методы профилактики социальной дезадаптации
- нормы профессиональной этики и деонтологии в логопедии и дефектологии
- основы продуктивной коммуникации и командного взаимодействия при оказании логопедической помощи