Цель программы - формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для осуществления нового вида профессиональной деятельности: педагогическая деятельность по обучению и воспитанию на основе адаптированных образовательных программ, индивидуальных учебных планов; психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушениями речи.
Выпускник может разбираться в следующих аспектах:
- разработка, корректировка, реализация содержания адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи на разных уровнях образования для обучающихся с нарушениями речи
- организация специальной образовательной среды для обучающихся с нарушениями речи с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся, формы реализации адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
- организация деятельности обучающихся с нарушениями речи по освоению содержания адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи в формах и условиях, отвечающих их особым образовательным потребностям, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
- создание специальных, в том числе психолого-педагогических, условий включения обучающихся с нарушениями речи в образовательный процесс с учетом их особых образовательных потребностей, особенностей здоровья
- проведение логопедических занятий, уроков с обучающимися с нарушениями речи, предусмотренных адаптированной образовательной программой, программой логопедической помощи
- отбор и использование в организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями речи программно-методических и учебно-дидактических материалов
- контроль и оценка достижений обучающихся с нарушениями речи с оформлением педагогической документации, отражающей результаты освоения адаптированной образовательной программы, программы логопедической помощи
- сопровождение в образовательном процессе обучающихся с нарушениями речи, проявивших выдающиеся способности в спорте, художественном творчестве
- реализация воспитательной деятельности, направленной на формирование социально значимых личностных качеств и приобщение обучающихся с нарушениями речи к ценностям, правилам и нормам поведения в обществе
- выявление обучающихся с нарушениями речи, обучающихся, имеющих риск их возникновения, для определения путей компенсации и профилактики нарушений речи
- планирование и проведение логопедического обследования обучающихся с нарушениями речи с учетом возраста, уровня речевого развития, индивидуальных психофизических особенностей
- составление заключения по результатам логопедического обследования лиц с нарушениями речи и его обсуждение с участниками образовательного процесса
- консультирование всех участников образовательных отношений по вопросам образования, воспитания, развития, социальной адаптации, выбора образовательного маршрута, овладения средствами коммуникации, метода альтернативной и дополнительной коммуникации, профессиональной ориентации обучающихся с нарушениями речи, в том числе консультирование родителей (законных представителей) в форме обучающих занятий
- проведение коррекционно-развивающих, психопрофилактических и психогигиенических мероприятий по снижению риска прогрессирования нарушений речи совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса
- планирование и реализация деятельности по прекращению (минимизации) нежелательного, социально недопустимого поведения обучающихся с нарушениями речи
- ведение профессиональной документации совместно со специалистами, вовлеченными в процесс образования обучающихся с нарушениями речи
- определение направлений и содержания, методов и средств реализации мероприятий психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей и взрослых с нарушениями речи с целью оптимизации речевого развития и коррекции нарушений, повышения качества жизни и социальной адаптации
- содействие активному включению в реабилитационный (абилитационный) процесс родителей (законных представителей) обучающихся с нарушениями речи
- развитие у детей и взрослых с нарушениями речи компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширения повседневного жизненного опыта, социальных контактов с окружающими людьми
- организация активного сотрудничества детей с нарушениями речи в разных видах деятельности с окружающими, формирование детского коллектива, в том числе в условиях инклюзивного обучения
- проведение мероприятий по развитию коммуникативных компетенций детей и взрослых с нарушениями речи (речевой, альтернативной, дополнительной), в том числе с использованием вспомогательных средств и ассистивных технологий
- проведение мероприятий по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению детей и взрослых с нарушениями речи
В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы и трудности в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.
Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи, характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. На основании вышесказанного, была разработана Программа коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в условиях образовательной организации.
Программа составлена в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 марта 2023 года N 136н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог»
Форма обучения | Заочная (с применением дистанционных образовательных технологий) |
Стоимость обучения | 38 000 рублей |
Продолжительность обучения | 5 месяцев |
Количество часов | 540 |
Дата начала обучения | 22 июля 2024 года, 05 сентября 2024 года, 21 октября 2024 года, 21 ноября 2024 года |
Период обучения | 22.07.2024г. - 23.12.2024г., 05.09.2024г. - 05.02.2025г., 21.10.2024г. - 21.03.2025г., 21.11.2024г. - 21.04.2025г. |
Контактные лица | Насонова Елена Николаевна |
Контактный телефон | 8 (861) 201-10-80, 8 (861) 201-10-69; 8 (861) 201-10-68; 8-900-291-74-47; 8-918-317-78-05 |
dpo@email.reakf.ru |
Учебный план
Документ, выдаваемый по окончании обучения
Преобладающими видами профессиональной деятельности являются:
- педагогическая деятельность по обучению и воспитанию на основе адаптированных образовательных программ, индивидуальных учебных планов
- психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушениями речи.
Категория слушателей. К освоению дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с нарушениями речи (Логопед)» допускаются лица, имеющие (получающие) среднее профессиональное или высшее образование.
По результатам прохождения профессиональной переподготовки выпускники получают диплом с присвоением квалификации учитель-логопед, дающий право осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с полученной квалификацией (педагогическая деятельность по обучению и воспитанию на основе адаптированных образовательных программ, индивидуальных учебных планов; психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушениями речи).
Результаты обучения. В ходе прохождения обучения по программе профессиональной переподготовки «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с нарушениями речи (Логопед)» выпускник будет уметь решать следующие задачи:
- учитывать возрастные, психофизические и индивидуальные особенности обучающихся с нарушениями речи в организации образовательного процесса
- планировать, определять направления и отбирать содержание коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями речи в соответствии с их особыми образовательными потребностями, с учетом типологии нарушений речи
- применять психолого-педагогические технологии, методы и приемы, основанные на научных принципах и подходах к организации образования, воспитания и сопровождения обучающихся с нарушениями речи
- организовывать при реализации образовательного процесса взаимодействие и общение обучающихся с нарушениями речи с окружающими людьми
- применять в образовательном процессе специальные образовательные средства и ресурсы с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей, особенностей здоровья обучающихся с нарушениями речи, в том числе вспомогательные средства и ассистивные технологии для формирования альтернативной и дополнительной коммуникации
- адаптировать образовательные средства и технологии, в том числе контрольно-оценочные материалы и процедуры к возможностям и потребностям обучающихся с нарушениями речи
- применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение при реализации адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы для обучающихся с нарушениями речи
- обеспечивать практическую направленность коррекционно-развивающего обучения, развитие у обучающихся с нарушениями речи самостоятельности и активности в решении образовательных задач
- демонстрировать образцы речи, соответствующие нормам русского языка
- стремиться к профессиональному саморазвитию, повышению квалификации в вопросах организации специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями речи
- вести профессиональную документацию по вопросам образования обучающихся с нарушениями речи, включая электронный документооборот
- отбирать содержание, формы, методы, приемы и средства логопедического обследования обучающихся с нарушениями речи или риском их возникновения
- подбирать и применять методики выявления факторов риска возникновения нарушений речи
- адаптировать стимульный материал к возможностям обучающихся с нарушениями речи
- проводить логопедическое обследование обучающихся с нарушениями речи или риском их возникновения
- анализировать документацию обучающихся с нарушениями речи, подготовленную организациями здравоохранения, социальной защиты, образования, правоохранительными органами
- нализировать и оценивать результаты логопедического обследования обучающихся с нарушениями речи с учетом данных комплексного обследования
- разрабатывать на основе результатов проведенной диагностики рекомендации по образованию и сопровождению обучающихся с нарушениями речи или риском их возникновения
- применять технологии общения и взаимодействия с участниками образовательных отношений, направленные на построение продуктивной коммуникации и взаимопонимания по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи
- разрабатывать программу коррекционной работы и определять условия ее реализации для обучающихся с нарушениями речи с привлечением участников образовательных отношений
- применять технологии профилактики возникновения и прогрессирования нарушений речи, пропедевтики поведенческих нарушений
- подбирать и применять технологии консультирования участников образовательных отношений по вопросам профилактики нарушений речи, проблемам образования и социальной адаптации обучающихся с нарушениями речи
- применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение в консультировании родителей (законных представителей) обучающихся с нарушениями речи и специалистов
- сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения обучающихся с нарушениями речи и членов их семей
- осуществлять информирование участников образовательных отношений о мерах психопрофилактики и психогигиены в обучении и воспитании обучающихся с нарушениями речи или риском их возникновения
- осуществлять ведение профессиональной документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи, включая электронный документооборот
- соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики учителя-логопеда (логопеда)
- находить и использовать источники профессионально значимой информации, специальных научных знаний о нарушениях речи
- сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения процесса социальной адаптации детей и взрослых с нарушениями речи
- использовать методы и приемы вовлечения родителей (законных представителей), членов семей детей с нарушениями речи в мероприятия по психолого-педагогической реабилитации (абилитации), социализации, профессиональной ориентации
- планировать и реализовывать содержание, формы, методы и средства текущего контроля и мониторинга, позволяющие оценить достижение планируемых результатов социальной адаптации детей и взрослых с нарушениями речи
Выпускник должен знать:
- законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями речи
- законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность
- законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-логопеда (логопеда)
- федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные
- теории, закономерности, принципы построения и тенденции развития системы образования обучающихся с нарушениями речи
- основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных, языковых условий реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с нарушениями речи
- закономерности и этапы речевого онтогенеза, языковые нормы и варианты их нарушения
- клинико-психолого-педагогические особенности обучающихся с нарушениями речи разного возраста, в том числе в структуре нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития
- структура речевых нарушений, в том числе специфика нарушений речи у разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- классификации нарушений речи
- общие, специфические и индивидуальные особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями речи разных возрастных групп и способы их реализации
- направления и содержание логопедических занятий, уроков по адаптированным образовательным программам, программам логопедической помощи
- принципы и подходы к реализации логопедических технологий в образовании обучающихся с нарушениями речи
- пути достижения и способы оценки результатов освоения адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи обучающимися с нарушениями речи
- методические и теоретические основы, принципы и требования к организации инклюзивного обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями речи
- методы и правила включения в образовательный процесс обучающихся с нарушениями речи альтернативной и дополнительной коммуникации
- требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с нарушениями речи
- нормы русского языка
- основы проектной и исследовательской деятельности учителя-логопеда (логопеда)
- основы самоорганизации и саморазвития учителя-логопеда (логопеда)
- основы семейного воспитания и психологии внутрисемейных отношений
- основы общей и профессиональной этики учителя-логопеда (логопеда), конфликтологии
- требования к оформлению психолого-педагогической документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи
- специальные условия психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей и взрослых с нарушениями речи с учетом типа нарушения речи и индивидуальных особенностей
- способы предупреждения и коррекции (минимизации) нежелательных, недопустимых форм поведения детей с нарушениями речи
- общие вопросы организации логопедической помощи в разных институциональных условиях
- ассистивные технологии альтернативной и дополнительной коммуникации детей и взрослых с нарушениями речи
- логопедические технологии и методы профилактики социальной дезадаптации
- нормы профессиональной этики и деонтологии в логопедии и дефектологии
- основы продуктивной коммуникации и командного взаимодействия при оказании логопедической помощи